?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В музыкальном и культурном мире произошло грандиознейшее событие. Это событие - премьерные показы оперы «Леонора» Людвига ван Бетховена, которые проходят в Камерном музыкальном театре им. Б. А. Покровского с 10-го по 12 -е октября.
Мне представилась счастливая возможность при содействии сообщества mosblog побывать на предпремьерном показе для прессы.
У этой оперы очень непростой путь к зрителю.
Написана опера Бетховеном в 1805 году по пьесе Жана-Никола Буйи «Леонора, или Супружеская любовь». Французское либретто Жана-Никола Буйи, переведенное на немецкий язык секретарем придворного Theater an der Wien Йозефом фон Зонлейтнером, имело интересную историю.



Сам Буйи признавался, что в основе сюжета лежали реальные события, свидетелем и участником которых он был во время разгула якобинского террора во Франции в 1793 году. Опера была поставлена в Вене в театре «Ан дер Вин».
Но новаторская, слишком глубокая по воззрениям того времени опера, да еще в трех действиях не была принята венскими зрителями с восторгом, иными словами, она попросту провалилась. Бетховен тяжело переживал провал оперы, так как надеялся, что успех оперы сделает его счастливым в личной жизни. В ту пору у него была большая и взаимная, хотя довольно бесперспективная любовь к богатой красавице графине Жозефине Дейм, урожденной Брунсвик. Бетховен надеялся, что после успеха оперы станет возможным их неравный брак. У Бетховена в тот момент не было постоянного стабильного дохода, поэтому он надеялся на финансовый успех оперы.


После провала первой версии друзья уговорили Бетховена сократить оперу и переделать ее с учетом требований того времени, т.е. адаптировать ее для не очень искушенного в музыке венского зрителя. Именно тогда Бетховен, сократив одно действие, переделал оперу, и в третьей редакции в 1814 году она увидела свет под названием "Фиделио". Двести лет эта опера ставилась на различных сценах мира и шла там с огромным успехом. В тридцатых годах прошлого века Глинка слушал эту оперу в Европе и оценил ее выше всех опер Моцарта вместе взятых. Он говорил, "«Фиделио» я не променяю на все оперы Моцарта вместе!".
В фойе театра сейчас проходит выставка, приуроченная к премьере и подготовленная при участии профессора Московской консерватории Ларисы Кириллиной, исследовавшей историю создания оперы Бетховена «Леонора/Фиделио».

Музыкальный руководитель Камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского Геннадий Рождественский решил воссоздать первоначальный вариант оперы «Леонора», восстановив все купюры.Также было принято решение убрать из оперы все разговорные диалоги.
То, что получилось, было представлено в четверг на прогонном показе. За пультом был сам Маэстро - Геннадий Рождественский. И сценография, и костюмы, и декорации напомнили мне постановку оперы «Холстомер», которую я слушала в театре месяц назад. В обеих операх хотелось бы отметить замечательную работу режиссера-постановщика Михаила Кислярова, художника-постановщика Виктора Вольского и художника по костюмам Ольги Ошкало.
Бетховен из цензурных соображений перенес действие, имеющее актуальный политический подтекст, из современной ему Франции в Испанию 16-го века. Действие "Леоноры" режиссером Кисляровым перенесено в 30-ые годы века двадцатого. Вся сцена представляет собой тюрьму с многоярусными пролетами, камерами и клетками, создается впечатление, что тюрьма повсюду... Колючая проволока, свет прожекторов, лай собак, звон цепей арестантов, вышки с автоматчиками, - мы в одном из лагерей эпохи тоталитаризма, откуда обычно не выходят живыми.


В клетках особо секретной зоны содержатся политические арестанты. Среди них в особо охраняемой отдельной клетке находится политический узник, брошенный в тюрьму без суда, по имени Флорестан.


Флорестан - Захар Ковалев

Леонора, пытаясь освободить своего мужа Флорестана, устраивается на работу в тюрьму, облачившись в мужское платье и назвавшись мужским именем Фиделио (в переводе с латинского - верный).


Марселина - Олеся Старухина, Леонора - Татьяна Федотова

Одной из наиболее интересных сцен оперы является сцена, как местный тиран Пизарро, имеющий безраздельную власть и над своими подчиненными, и над арестантами, примеряет себе головные уборы знаменитых тиранов прошлого.


Ассоциации тут абсолютно однозначные.


Молчаливое согласие подчиненных, внутренне не согласных с тираном и сочувствующим политическому заключенному, но боящихся возразить, не чтобы не навлечь на себя гнева, - еще одна тема, затронутая в опере. В конечном итоге такие «сочувствующие» окажутся в тюрьме.


Рокко - Алексей Смирнов

Содержание оперы более, чем актуально: давление тирании, месть тирана тем, кто против него, свобода внутренняя, которую можно сохранить даже находясь за решеткой, любовь, творящая чудеса и дающая силы для совершения подвигов. Еще одной вольностью режиссера-постановщика является использование стихотворения Б.Пастернака «Гамлет», которое звучит в опере в различные драматические моменты три раза.
Декламируя Пастернака, герой в конечном итоге провозглашает, что тоталитаризм падет:
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.

И действительно, в тюрьме появляется политик Дон Фернандо, заключенные оказываются на свободе, а тюремщики — за решеткой.
Опера продолжалась три часа. Три часа восхитительной музыки, великолепная игра оркестра под управлением Г. Рождественского, восхитительные голоса певцов, исполняющих арии, необыкновенно сложные музыкально, но органично сливающиеся с музыкой. Опера исполняется на языке оригинала. Увертюра, продолжавшаяся 14 минут, настолько хороша сама.





This entry was originally posted at http://zharevna.dreamwidth.org/657347.html. Please comment there using OpenID.
promo zharevna may 25, 2017 13:49 7
Buy for 10 tokens
Я - художник. Получить представление о моих работах можно пройдя по следующим ссылкам: ЗАМКИ ВОЗДУШНЫЕ И РЕАЛЬНЫЕ ЭТОТ ЧАРУЮЩИЙ КОСМОС Женский образ ЦВЕТОЧНОЕ НАСТРОЕНИЕ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСНЫХ РАБОТ "ОСЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ" ВЫСТАВКА ЖИВОПИСНЫХ РАБОТ "ВРЕМЕНА ГОДА" Мои другие…

Comments

( 27 комментариев — Оставить комментарий )
olga_simonova
11 окт, 2014 19:45 (UTC)
возьму на заметку...спасибо
zharevna
11 окт, 2014 19:46 (UTC)
Думаю, не пожалеете)
universal_inf
12 окт, 2014 15:15 (UTC)
Опасные ассоциации. За такие в лагеря пока не ссылают, но кровь попортить могут.
zharevna
12 окт, 2014 15:21 (UTC)
Такие ассоциации не только у меня.
Неужели вы думаете, что театр после этой премьеры закроют (или поменяют все кадры)?
universal_inf
12 окт, 2014 15:43 (UTC)
Как по мне, что пусть закроют. И не только этот. Может быть до большинства так скорее дойдет, что страна идет не в ту сторону. Есть ведь такой метод лечения, через обострение.
zharevna
12 окт, 2014 15:48 (UTC)
Это "большинство" и без оперы обойдется, и вообще без театров, музеев и книг. Будет телевизор смотреть.))))
Когда нефть меньше семидесяти будет, и полки в магазинах абсолютно пустые, тогда и поймет.;)
universal_inf
12 окт, 2014 17:16 (UTC)
Похоже на то :(
zharevna
12 окт, 2014 18:47 (UTC)
Мне кажется, что ситуация разрешится гораздо быстрее, чем мы думаем.
parus28
12 окт, 2014 15:16 (UTC)
Да, тирания - одна из тем оперы.
zharevna
12 окт, 2014 15:19 (UTC)
А вторая - любовь...
parus28
12 окт, 2014 15:21 (UTC)
Несомненно. Я ещё довольна именно предпремьерным показом, это мой первый опыт и такой удачный.
zharevna
12 окт, 2014 15:23 (UTC)
Эта опера - несомненно событие в культурой жизни, и нам очень повезло, что нас пригласили:)
parus28
12 окт, 2014 15:26 (UTC)
Это так, я как увидела сообщение, сразу пошла представляться, заявляться. ;) Рада приглашению.
zharevna
12 окт, 2014 15:30 (UTC)
Я тоже очень рада и надеюсь, что это не последние приглашение в театр Покровского:)
parus28
12 окт, 2014 15:32 (UTC)
Тоже на это надеюсь.
zharevna
12 окт, 2014 15:57 (UTC)
Будем ждать новых предложений)
valentinna
12 окт, 2014 18:38 (UTC)
Очень хотелось бы попасть на эту оперу, но увы:(
zharevna
12 окт, 2014 18:47 (UTC)
Обязательно попадешь!)
rider3099
12 окт, 2014 23:02 (UTC)
Очень интересно рассказала, спасибо!
zharevna
13 окт, 2014 14:00 (UTC)
Приятно, что тебя заинтересовала моя рецензия)
panoramov
12 окт, 2015 16:58 (UTC)
Увертюра к "Леоноре/Фиделио" мне тоже очень нравится.

Edited at 2015-10-12 18:01 (UTC)
zharevna
12 окт, 2015 18:24 (UTC)
Советую послушать всю оперу в театре. Я бы с удовольствием сходила еще раз!
panoramov
12 окт, 2015 18:39 (UTC)
Вы знаете, я слушал "Фиделио" вживую. Хорошо помню все эти тюремные декорации, революционный пафос... Правда, это было давно и в другом театре. С другой стороны, если сравнивать оперу Бетховена с его же симфониями и сонатами, то я не отдам предпочтение его опере. Но, наверное, сравнивать нет смысла — каждая постановка уникальна по-своему.
zharevna
12 окт, 2015 19:10 (UTC)
"Фиделио" - это усеченная версия. Современники Бетховена были настроены на короткое развлекательное комедийное либретто. "Леонору" они просто не восприняли. Я об этом писала в посте.
В другом составе "Леоноры" партию Марселины поет Екатерина Ферзба. У неё необыкновенный голос.
panoramov
12 окт, 2015 20:53 (UTC)
Спасибо за ссылку на Ферзба. Поищу и послушаю её сопрано.

Возвращаясь к Бетховену. Думаю, восприятие каждой оперы субъективно. Бывает так, что критикам не нравится, а публика ходит. Бывает — наоборот. Вообще, у каждого слушателя есть любимые оперы, а есть "не зацепившие" его. Конечно, я предвзято отношуть к бетховенским творениям, поскольку услышал "Фиделио" после 5-й Симфонии, после "Лунной сонаты", после опуса 50 (фа-мажор), даже после Вариаций на "Флейту" Моцарта. Бетховен для меня — гений.

Для кого-то, возможно, "Леонора/Фиделио" самая лучшая опера. Допустим, услышал в студенческие годы, может быть в хорошей компании и т.д. У меня вот есть один знакомый, которому безумно нравится опера Бриттена "Похищение Лукреции", а я лично эту оперу ни в грош не ставлю. К бетховенской же опере я отношусь без восторга, но и без отвращения. Нормальное, добротное произведение, очень бетховенское. Но если выбирать самую "революционную" (по тематике) оперу, то я бы отдал голос за "Тоску" Пуччини.

zharevna
13 окт, 2015 19:18 (UTC)
Мне ваша логика мне понятна, но я её не разделяю. Вы, наверное, просто не любите оперу.
panoramov
13 окт, 2015 20:42 (UTC)
Не будем же мы меряться у кого любовь к опере больше!?

(мне ваша логика непонятна, но я её разделяю)

( 27 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Октябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Метки

***

Рейтинг блогов
Разработано LiveJournal.com