Царевна (zharevna) wrote,
Царевна
zharevna

Category:

Что означает свинья в творчестве Босха и Брейгеля Старшего?

Тема включения свиней в пространство картины как символического персонажа, рассмотрен на примерах картин Иеронимуса Босха и Питера Брейгеля Старшего. Практически во всех случаях перенесение значений используется в негативных коннотациях, а свинья является символом греха, обжорства, лени и невоздержанности.

Иернимус Босх. Сад земных наслаждений (фрагмент). 1503–1515 гг. Музей Прадо, Мадрид, Испания

На картине «Сад земных наслаждений» есть фрагмент, где свинья, переодетая монахиней, вместе с человеком в бледно-красном одеянии пытаются убедить голого человека подписать договор, чтобы продать душу дьяволу. Маленький демон, одетый в рыцарские доспехи птицы держит чернильницу. Чтобы выглядеть более убедительно трое нарядились рыцарем, монахиней и клерком соответственно. Обнаженный мужчина, похоже, не очень доверяет этой компании, он следит за ними, параллельно бросая несколько перепуганный и потерянный взгляд на зрителя, как будто умоляя о помощи. В то же время он, кажется, предупреждает нас об уловках дьявола.

А на «Искушении святого Антония» свинья не является отрицательным персонажем. Свиньи, которых монахи-антониты разводили для получения «лечебного» сала для обработки конечностей больного, страдающего гангреной, носили колокольчик на ухе. Таким свиньям разрешалось пастись на особых угодьях.


Иеронимус Босх. Искушение святого Антония. 1490 г. Музей Прадо, Мадрид, Испания


Иеронимус Босх. Искушение святого Антония (фрагмент). 1490 г. Музей Прадо, Мадрид, Испания

На картине Питера Брейгеля Старшего «Битва масленицы и поста» свинья, пожирающая фекалии возле колодца воплощает грех чревоугодия.
Центральная фигура праздника — король Карнавал, взгромоздившийся на винный бочонок, как на боевого коня. Головой «лошади» служит свиной окорок, пригвожденный к бочке кинжалом. Медный таз, привязанный веревкой к седлу является импровизированными стременами куда Карнавал вставил свои ноги. На переднем плане картины изображены большая копченая свиная голова, подрумяненная на костре утка, и шматок ветчины, нанизанные на железное вертело (копье), к которому привязана колбаска.


Питер Брейгель Старший. Битва масленицы и поста (фрагмент). 1559 г. Музей искусств Вены


В одной картине Питера Брейгеля Старшего «Фламандские пословицы», зашифровано целых 6 пословиц и поговорок, посвященных свинье.
В этом фрагменте зашифрованы две пословицы о свиньях . Пословица «Если ворота открыты, свиньи бегут в хлева» — обозначает беспечность, которая оборачивается бедствиями. «Зерна меньше — свинья толще» — прибыль одного оборачивается потерями другого. За свиньями бежит человек, который «Бегает, как будто задница горит», пословица означает быть в большой беде .

Питер Брейгель Старший. Фламандские пословицы (фрагмент). 1559 г. Берлинская картинная галерея, Германия

На заднем плане фрагмента мужчина отрезает кусок мяса с живота свиньи, «Свинье прорезали брюхо», то есть опрометчиво принято решение, которое уже не может быть отменено. На переднем плане мужчина «Бросает розы перед свиньями», что значит тратить нечто ценное на недостойных.

Питер Брейгель Старший. Фламандские пословицы (фрагмент). 1559 г. Берлинская картинная галерея, Германия

На заднем плане «Свинья открывает затычку», это символизирует небрежность, которая оборачивается катастрофой. «Кто-то стрижёт овец, а кто-то — свиней» — у одного есть преимущества, у другого их нет.

Питер Брейгель Старший. Фламандские пословицы (фрагмент). 1559 г. Берлинская картинная галерея, Германия

На картине «Страна лентяев» мир специально создан для того, чтобы жителям этой выдуманной на полотне страны не пришлось бы делать лишних телодвижений. И даже поросёнок бегает не только прожаренный, но и с вонзённым в него ножом, чтобы у героев картины была возможность сразу себе отрезать кусок посочнее, когда захочется. На полотне свинья изображена не только как потенциальный источник пищи, но и как символ лености персонажей картины, расположенных на переднем плане.


Питер Брейгель Старший. Страна лентяев. 1567 г. Старая пинакотека


Tags: #сновавесна, Возрождение, Иероним Босх, Питер Брейгель Старший, живопись, искусство, они как мы, свиньи, символы, сюрреализм
Subscribe

Posts from This Journal “Возрождение” Tag

promo zharevna july 4, 12:24 36
Buy for 50 tokens
Летом я публиковала свои работы на трех «цветовых» виртуальных выставках. Работы отбирались по 16 штук на каждую выставку по принципу преобладания определенного цвета в гамме картин. Эта выставка — розовая. Розовый цвет очень летний, природа летом окрашивает небо в розовые тона и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments

Posts from This Journal “Возрождение” Tag