Царевна (zharevna) wrote,
Царевна
zharevna

Categories:

Dostoevsky.fm – это не радио

Михаил Копьев. Реквием 1991 г.

Это спектакль электротеатра Станиславский, поставленный молодым режиссером Александром Никитиным. По-видимому, заглавие спектакля пародирует известный анекдот о том, что только культурный человек знает, что Достоевский Ф.М. – это не радиостанция. Автор как раз и придумал одноименную радиостанцию, на эфир которой и были приглашены зрители спектакля. Спектакль этот поставлен в расчете на продвинутого культурного зрителя, имеющего вполне сформированные эстетские вкусы и прочитавшего не только Достоевского и Пушкина, но произведения тех писателей и философов, цитаты которых звучат на волнах придуманного радио наряду с музыкой В.А. Моцарта. Автор экспериментирует и как бы играет с текстами Ф.М. Достоевского.



В первом акте для раскрытия образа князя Мышкина показаны два второстепенных эпизода из романа «Идиот». Оба эпизода раскрывают характер князя – эмпатичного, доверчивого, может чуть больше, чем того требует здравый смысл, и не вполне способного противостоять чужому манипулированию, даже тогда, когда это манипулирование замечает. Основная линия романа – отношения Мышкина с Настасьей Филипповной выведена за рамки повествования, о ней напоминает лишь декорация в виде огромной кровавой лужи, разлитой по сцене, напоминающей эшафот, танцующая девушка в красном (Мария Поночевная), пытающаяся своим эпатажным поведением спровоцировать главного героя, и рабочие сцены, демонтирующие декорации в костюмах палачей.




Второй акт переносит зрителя в дом Николая Ставрогина, где происходит объяснение между ним и его возлюбленной Лизой Тушиной. Зритель замечает, что роль героя «Бесов» во втором акте исполняет тот же актер, что и героя «Идиота» в первом (Олег Курлов). После атмосферы высочайшей концентрации и напряжения первого акта зритель погружается в атмосферу полной безысходности второго. Эта безысходность подчеркивается декадентским оформлением сцены – бледно- сиренево-лиловая одежда героини и элегантный желтый диванчик выполнены в стиле модерн.



Третий акт – это уже Пушкин. Его «маленькая трагедия» «Моцарт и Сальери». Цвет акта – белый. Сцена представляет собой огромную кровать с белыми постельными принадлежностями. Прожекторы, расположенные над сценой испускают бледно-сиреневый цвет, и все белое в зале начинает отражать этот свет и отсвечивать флуоресцентным нежно-голубым тоном. Актеры – Олег Курлов в роли Моцарта и Юрий Дуванов в роли Сальери (в первом акте он играл генерала Иволгина), облаченные в ночную одежду, пытаются развенчать уже набившую оскомину фразу о несовместимости гения и злодейства. Ведь в произведении Пушкина речь шла о зависти, толкающей на злодейство; перед Сальери стоял выбор: остаться гениальным, но вторым, или стать первым, но потерять свой дар.




Маленькая трагедия – это не смерть Моцарта, это когда нет рядом унитаза или ночного горшка. Именно об этом вторая часть третьего акта, основанная на письмах молодого Моцарта (Евгений Капустин) к своей кузине Марии Анне Фекле Моцарт (Вера Кузнецова, во втором акте она исполняет роль Елизаветы Тушиной). Постмодерновое окончание спектакля направлено на снятие напряжения у зрителей, накопившееся за время просмотра спектакля. Гении тоже люди, – об этом не следует забывать, пытаясь подсмотреть их повседневность и интерпретировать их жизненные коллизии и пристрастия, давая суровую оценку, так свойственную «большинству». Наверное, о том, как формируется позиция большинства, история из наших дней – про Крымский мост и баранов.

Благодарю сообщество moscultura за приглашение в театр.
This entry was originally posted at https://zharevna.dreamwidth.org/1146125.html. Please comment there using OpenID.
Tags: А.С. Пушкин, Моцарт, Ф.М. Достоевский, история, литература, модерн, музыка, постмодерн, рецензия, театральное искусство, философия
Subscribe

Posts from This Journal “рецензия” Tag

promo zharevna may 25, 2017 13:49 7
Buy for 10 tokens
Я - художник. Получить представление о моих работах можно пройдя по следующим ссылкам: ЗАМКИ ВОЗДУШНЫЕ И РЕАЛЬНЫЕ ЭТОТ ЧАРУЮЩИЙ КОСМОС Женский образ ЦВЕТОЧНОЕ НАСТРОЕНИЕ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСНЫХ РАБОТ "ОСЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ" ВЫСТАВКА ЖИВОПИСНЫХ РАБОТ "ВРЕМЕНА ГОДА" Мои другие…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments