Царевна (zharevna) wrote,
Царевна
zharevna

Categories:

"Мир искусства" и Константин Сомов


Автопортрет (1898)


Константин Андреевич Сомов, –  русский живописец и график, мастер портрета, представитель русского символизма и модерна. Один из основателей журнала "Мир искусства", член одноименного объединения. Свою личную жизнь он тщательно оберегал от огласки.
Родился 18/30 ноября 1869 г. в Петербурге в семье историка искусства, хранителя коллекций Эрмитажа, Андрея Ивановича Сомова. Сын искусствоведа и музейного деятеля А.И. Сомова. Его мать, Надежда Константиновна Сомова (урожд. Лобанова), была хорошим музыкантом, широко образованным человеком. Она прививала своим детям любовь к музыке, живописи, театру.


Отдых на прогулке 1896 г.





Портрет Н.Ф.Обер 1896 г.


Дама у пруда 1896 г.


Две дамы на террасе 1896 г.


Прогулка зимой 1896 г.


Вечерняя прогулка верхом 1897 г.


Пейзаж с беседкой 1897 г.

В 1889 г. Сомов поступил в Академию Художеств, где учился в мастерской И. Репина. В 1897 г. художник добровольно покинул Академию и провел две зимы в Париже в самостоятельной работе. В одно время с ним в Париже учились и работали А. Бенуа, Е. Лансере, А. Остроумова и другие “мирискусники”. Здесь Сомов сблизился с А. Бенуа, который написал о нем первую статью, появившуюся в журнале “Мир искусства” в 1898 г.


Афиша выставки русских и финляндских художников 1897 г.


Наталья Павловна 1899 г.

В 1899 г Сомов вернулся на родину и поселился в Петербурге. Здесь он занялся портретной живописью, создал портреты А. Бенуа, А. Остроумовой, художницы Е. Мартыновой (“Дама в голубом”, 1897 — 1900).


Дама в голубом. Портрет Е.М. Мартыновой 1897-1900 г.г.

      Учащиеся петербургской частной школы Карла Мая — А. Бенуа, В. Нувель, Д. Философов и К. Сомов объединились для изучения истории искусства, в первую очередь живописи и музыки. В последствии к кружку примкнул С. Дягилев и Л. Бакст. Познания Дягилева в области изобразительных искусств, к которым он всегда питал интерес, стали быстро расширяться благодаря поездкам за границу. Там он завел знакомства с иностранными писателями и художниками и начал коллекционировать картины.
       В объединение влились художники московской школы середины 1890-х годов (входившие в состав абрамцевского кружка) — К. Коровин, В. Серов, братья Васнецовы, М. Врубель, М. Нестеров. Именно их картины в начале 1898 г. были продемонстрированы на организованной Дягилевым и Философовым выставке русских и финских художников в Петербурге, а затем, летом того же года в Мюнхене, Дюссельдорфе, Кельне и Берлине.
      Движение издавало и одноименный журнал, первый номер которого вышел в ноябре 1898 г., впоследствии занявший ведущее место среди литературно-художественных изданий России того времени.
      Художественная ориентация «Мира искусства» была связана с модерном и символизмом. В противовес идеям передвижников художники «Мира искусства» провозгласили приоритет эстетического начала в искусстве. Члены «Мира искусства» утверждали, что искусство — прежде всего выражение личности художника. В одном из первых номеров журнала С. Дягилев писал: «Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца». Полагая, что современная цивилизация антагонистична культуре, «мирискусники» искали идеал в искусстве прошлого. Художники и писатели, в своих картинах и на журнальных страницах, открыли российскому обществу тогда мало оцененную красоту средневековой архитектуры и русской древней иконописи, изящество классического Петербурга и окружающих его дворцов, заставляли задуматься о современном звучании древних цивилизаций и заново оценить собственное художественное и литературное наследие.
      Художественные выставки, организуемые «Миром искусства», пользовались громким успехом. В 1899 г. Дягилев устроил в Петербурге действительно международную выставку, на которой с произведениями русских художников были экспонированы картины 42 европейских художников, в том числе Бёклина, Моро, Уистлера, Пюви де Шаванна, Дега и Моне. В 1901 г. в Петербургской императорской академии художеств и в Строгановском институте в Москве прошли выставки, в которых, среди прочих, участвовали ближайшие друзья Дягилева — Бакст, Бенуа и Сомов. Выставки группы «Мира искусства» в Петербурге и Москве были устроены также и в ноябре 1903 г.
      Манера Сомова соответствовала эстетике “мирискусников”, соединяя гармонию мечты с реальностью, отличалась поэтичностью образов в сочетании с утонченностью и одухотворенностью.
 

Волшебство 1900-1902 г.г.


Эхо прошедшего времени 1903 г.


Дама в розовом 1903 г.


Поцелуй 1904 г.

Сугубо реальны своей интеллектуальной энергией созданные им образы людей творчества (написанные в смешанной технике портреты поэтов  А.А.Блока, М.А.Кузмина, В. И. Иванова), художников Е. Е. Лансере (1907), М. В. Добужинского (1910) и др., по праву считающиеся предельно объективными.  Рисунки карандашом с подцветкой акварелью, а также выполненные гуашью, цветными карандашами или белилами, - все они отличаются виртуозной техникой, лаконизмом композиции и тонкостью колористического решения.

Портрет А.А.Блока 1907 г.


Сомов принимал самое деятельное участие в оформлении журнала “Мир искусства”, а также периодического издания “Художественные сокровища России” (1901 — 1907), издававшегося под редакцией А. Бенуа, создал иллюстрации к “Графу Нулину” А. Пушкина (1899), повестям Н. Гоголя “Нос” и “Невский проспект”, нарисовал обложки поэтических сборников К Бальмонта “Жар-птица. Свирель славянина”, В. Иванова “Cor Ardens”, титульный лист книги А. Блока “Театр” и др.


Эскиз иллюстрации к повести Н.В.Гоголя Невский проспект 1901 г.


Экслибрис А.Н.Бенуа 1902 г.


Экслибрис С.П.Зенгер 1902 г.


Обнаженный среди цветов 1903 г.


Гёте, муза и Амур 1906 г.


Дама с собачкой 1906 г.


Поцелуй (Силуэт) 1906 г.


Книга маркизы. Иллюстрация
  
Наряду с пейзажной и портретной живописью и графикой Сомов работал в области мелкой пластики, создавая изысканные фарфоровые композиции.
К. Сомов экспонировал свои произведения на выставках “Мира искусства”, Союза русских художников, персональной выставке в Петербурге (1903), берлинском “Secession”, парижском “Salon d'Automne” (“Осенний салон”, 1906), чем приобрел широкую известность не только в России, но и в Европе. После Октябрьской революции, как и многие другие деятели искусства, Сомов испытывал бытовые трудности, не имея заказов на работу.


Эскиз костюма Коломбины для Анны Павловой в Арлекинаде 1909 г.


Влюбленный Арлекин 1912 г.


Язычок Коломбины 1915 г.


Юноша на коленях перед дамой. 1916 г.


Синяя птица 1918 г.


Ночное свидание


Маскарад
  
В декабре 1923 г. К. Сомов вместе с Русской выставкой выехал в США в качестве уполномоченного от Петрограда. На родину он больше не вернулся, навсегда оставшись во Франции. 


Купальщицы на солнце 1930 г.


Иллюстрация к роману Лонга Дафнис и Хлоя 1 1930 г.


Портрет Бориса Снежковского 1933 г.


Обнаженный юноша (Б.М.Снежковский) 1937 г. 
  
К. А. Сомов умер в Париже 5 мая 1939 г.


Копия портрета Симонетты Веспуччи работы Пьеро ди Козимо 1939 г.





Tags: Константин Сомов, искусство, мир искусства, модерн, символизм
Subscribe

  • Запечатляя жизнь

    Поздравляю с днем фотографа всех, у кого есть смартфон и он его использует, запечатляя быстротечные моменты бытия! Вспомнила про фотоконкурс,…

  • И имя ему — шоколад

    Он употребляется в холодном и горячем виде, жидким и твердым, он бывает белым и черным, сладким и горьким, чистым и с добавками, но всегда приносит…

  • Всё в шоколаде

    Пост ко дню шоколада был опубликован 9 лет назад.

promo zharevna july 4, 12:24 36
Buy for 50 tokens
Летом я публиковала свои работы на трех «цветовых» виртуальных выставках. Работы отбирались по 16 штук на каждую выставку по принципу преобладания определенного цвета в гамме картин. Эта выставка — розовая. Розовый цвет очень летний, природа летом окрашивает небо в розовые тона и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 59 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Запечатляя жизнь

    Поздравляю с днем фотографа всех, у кого есть смартфон и он его использует, запечатляя быстротечные моменты бытия! Вспомнила про фотоконкурс,…

  • И имя ему — шоколад

    Он употребляется в холодном и горячем виде, жидким и твердым, он бывает белым и черным, сладким и горьким, чистым и с добавками, но всегда приносит…

  • Всё в шоколаде

    Пост ко дню шоколада был опубликован 9 лет назад.