Царевна (zharevna) wrote,
Царевна
zharevna

Categories:

«Код да Винчи» Серебряного века

Во вступлении к книге «Кочевники красоты» Олег Клинг и Наталия Дровалева размышляют о феномене писательского рисования

ОЛЬГА БАЛЛА


Поликсена Соловьева. «Порог». Рисунок во всю страницу. Книга «Иней», ок. 1905. Фото: Бослен
Интересное в этой книге начинается еще прежде собственно текста — с контекста, в который ставят описанное в ней авторы предисловия. Во вступ­лении Олег Клинг и Наталия Дровалева размышляют о феномене писательского рисования.

Для этого явления они предлагают название «код да Винчи» — устойчивое совмещение в одном лице литератора и рисовальщика. Но разговор неминуемо оказывается шире — о взаимодействии словесного и изобразительного искусств, даже об их соперничестве: «в течение долгого времени», еще с Античности, «литература и живопись соревновались в искусстве овладения сознанием творца». Для Серебряного же века, к которому принадлежат все пятеро героев книги, практика совмещения разных искусств, пересечение границ между ними, внимание к их влиянию друг на друга были характерны особенно. Михаил Шапошников рассматривает эту особенность эпохи на пяти ярких примерах.



Шапошников М., П.С. Соловьева, В.Я. Брюсов, М.А. Волошин, А.А. Блок, А. Белый. Кочевники красоты / Вступ. ст. О.А. Клинга, Н. А.Дровалевой. М.: Бослен, 2016. 240 с., ил.
Не все герои книги — профессиональные рисовальщики. Художниками в строгом смысле слова были только Поликсена Соловьева (Allegro) и Максимилиан Волошин.

Соловьева, считает автор, была даже сильнее в рисунках, чем в литературе (в книгу включено много репродукций); Волошин же был равномощен в изображении и в разных видах слова — в этом смысле он был, пожалуй, одной из наиболее знаковых фигур своего тяготевшего к большим синтезам времени. Для трех остальных героев роль рисования и иногда живописи (как в случае Андрея Белого) была, скорее, вспомогательной — в помощь слову, ему в опору и расширение. В число способов такого расширения автор книги включает рисунки любой степени серьезности и черновиковости, вплоть до адресованных узкому кругу карикатур и шаржей (Александр Блок) и до полубессознательного черкания на полях пишущихся текстов (Валерий Брюсов). Между разными типами их графического поведения, по интуиции Шапошникова, нет иерархии: все они важны в том смысле и в той мере, в каких помогают понять особенности эстетических позиций своих авторов, их мировосприятия и личности вообще.
http://www.theartnewspaper.ru/posts/4840/

This entry was originally posted at http://zharevna.dreamwidth.org/1130838.html. Please comment there using OpenID.
Tags: графика, живопись, искусство, история, книги, литература
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Праздничный салют

    Мне очень нравится, что у меня из окна панорамный вид. Раньше в праздник я могла наблюдать до 12-13 салютов одновременно. Но Москва стала…

  • Огненный закат

    Утро сегодня начиналось сурово. Ночью шел дождь, а утро было темным, с низким небом, темными тучами, плохой видимостью. Но после окончания парада…

  • Сегодня 97 лет со дня рождения Булата Окуджавы

    Сегодня 97 лет со дня рождения Булата Окуджавы, который родился в 1924 году в Москве, умер он в 1997 году. В основном мы помним о Булате Шалвовиче…

promo zharevna april 23, 2022 16:35 45
Buy for 50 tokens
Этой весной, месяц назад я открыла свой канал на Пульсе. Пульс —довольно молодая рекомендательная система, которая по сути является агрегатором новостей. Раньше Пульс работал только со СМИ, а со второй половины прошлого года стал приглашать и блогеров. У автора канала на Пульсе есть…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • Праздничный салют

    Мне очень нравится, что у меня из окна панорамный вид. Раньше в праздник я могла наблюдать до 12-13 салютов одновременно. Но Москва стала…

  • Огненный закат

    Утро сегодня начиналось сурово. Ночью шел дождь, а утро было темным, с низким небом, темными тучами, плохой видимостью. Но после окончания парада…

  • Сегодня 97 лет со дня рождения Булата Окуджавы

    Сегодня 97 лет со дня рождения Булата Окуджавы, который родился в 1924 году в Москве, умер он в 1997 году. В основном мы помним о Булате Шалвовиче…